Фильмотерапия или кинотерапия в психологии – это метод коррекции и реабилитации пациентов с ментальными заболеваниями, химическими и нехимическими зависимостями, в том числе тех, кто прошел лечение в психиатрическом стационаре. Этот метод основан на просмотре фильмов.
Кинотерапия – это относительно новый вид психотерапии, но он уже доказал свою эффективность. Просмотр фильмов на психотерапевтических сеансах может не только способствовать эстетическому и культурному обогащению, но и помочь психологу или психотерапевту диагностировать пациента и скорректировать нарушения.
Кино как микромодель реальной жизни и различных ситуаций может вызывать различные реакции у зрителя – от простого восприятия сюжета до более глубокого его осмысления. Вариативность эффекта зависит от первичного запроса и уровня саморегуляции человека. Большое количество кинематографических произведений и широкий спектр репертуара способствуют терапии различных нарушений психики.
Как работает фильмотерапия
Кинотерапия в психологии помогает расширить восприятие себя и окружающего мира, а также тренирует чувство реальности. Поскольку пациенты с нарушениями психики могут иметь искаженное понимание этих процессов, фильмотерапия также используется для диагностики. Каждый фильм имеет свой замысел, который не меняется со временем и пространством. Идея, герои, ситуации и образы действуют как константа. Пациент может сделать ложные выводы и заключения, иногда подменяя правильную интерпретацию и выделяя образ из контекста. На этапе обсуждения фильма это становится сразу заметно. По сути, человек проецирует свои негативные установки мышления и нежелательные модели поведения на содержание фильма. Это также подкрепляется прошлым опытом.
Однако кино помогает человеку выйти за рамки своих оценочных и субъективных суждений, показывая иное прочтение сюжета. Таким образом, этот вид психотерапии действует бережно, показывая пациенту его ошибочные установки и не нарушая его «Я-концепцию». Психологическая защита и негативизм как бы мягко угасают. Глубокая проработка сознательного и бессознательного начинается на этапе обсуждения.
Важно сначала понять, какой эмоциональный отклик фильм вызвал у пациента. Также отслеживается, как человек соотносит себя с главными героями. Если ситуация, показанная в фильме, близка пациенту, это может привести к слиянию с персонажем.
Виды фильмотерапии и ход работы
Кинотерапия в психологии может применяться как индивидуально, так и в групповой форме. Также она может быть интегрирована в семейную психотерапию в качестве супружеских, детских, родительских и детско-родительских сессий. Просмотр тематического кино может быть назначен в качестве домашнего задания или непосредственно на сеансе терапии.
Вся работа разделена на этапы, о которых мы расскажем ниже. Групповую кинотерапию проводит психотерапевт. Он подбирает фильмы, вызывает спонтанное обсуждение, помогает пациентам проанализировать свои эмоции и суждения, инициирует выводы.
Начальный этап
В группе создается доверительная атмосфера. Специалист знакомит участников между собой. Затем может начаться обсуждение вопроса, связанного с сюжетом фильма. Формулируются запросы и цели каждого участника, прогнозируется конечный результат. На индивидуальной сессии устанавливается контакт психотерапевта и пациента посредством беседы. После этого начинается вводная часть, которая помогает сосредоточиться на теме сессии.
Обратите внимание на то, что в тексте есть некоторые повторы и отсутствие конкретики, поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы сделать текст более понятным и информативным. Также можно рассмотреть возможность использования более вежливых и корректных выражений, чтобы сделать текст более дружелюбным и уважительным к читателю.
Концентрация внимания на теме
Психотерапевт просит группу обратить внимание на свои эмоциональные и поведенческие реакции во время просмотра фильма, отметить образы героев, разделив их на негативные и позитивные. Участники также должны выделить стереотипы поведения персонажей и оценить, насколько приемлемы их манеры поведения.
Кроме того, важные аспекты фильма – это музыкальное сопровождение и цветовая гамма сцен.
Просмотр кино
Для комфортного просмотра кино специалист предлагает стулья, кресла, горячие напитки и письменные принадлежности, которые помогут зафиксировать ощущения и эмоции.
Спонтанное обсуждение
Психотерапевт просит всех пациентов по очереди высказать свое мнение после просмотра фильма. Они обсуждают мысли и замечания по поводу сюжета, выражают эмоции и чувства. Участники могут вступать в дискуссию, используя экологичные методы взаимодействия. Затем специалист подводит итог, выделяя основные идеи фильма, затронутые темы, символические образы и характеры главных героев. Именно те, которые озвучили участники группы.
Анализ несоответствий
В ходе дальнейшего обсуждения каждый из участников отметил, что его высказанные мысли не соответствуют реальным событиям в кинокартине. Специалист объяснил пациенту, что он лишь проецирует свое восприятие реальности на сюжет. Это приводит к искажению смыслов, которое, в свою очередь, является следствием скрытых потребностей и негативных установок мышления и поведения.
Проработка образов
Специалист проводит с участниками группы упражнения и задания, направленные на осмысление и исследование символов, использованных в художественном произведении. В процессе работы поднимается прошлый опыт и особенности реагирования пациентов, происходит деконструкция паттернов поведения и установок мышления. Также проходит открытая дискуссия по выявленным проблемам. В ходе этого этапа участники моделируют свои сценарии и делают выбор других методов для решения проблем.
Анализ настоящей ситуации
Участники соотносят опыт героев сюжета со своим собственным. Они выбирают позитивные модели поведения и закрепляют их на практике. В дальнейшем, после отработки навыков в группе, пациенты могут интегрировать этот опыт в свою реальную жизнь.
Заключение
Пациенты подводят итоги сессии и анализируют полученные инсайты, чтобы принять решение о дальнейших действиях по изменению своей жизни. Психотерапевт может также дать домашнее задание участникам, например, завести дневник или нарисовать рисунок, отражающий итоги сессии.
Такая этапность в кинотерапии позволяет участникам выявить свои бессознательные потребности и личностные особенности. Затем, с помощью специалиста, они сознательно корректируют эти психические конструкции.
Другое применение фильмотерапии
Современная методика психотерапии позволяет эффективно корректировать различные нарушения ментальной сферы, такие как наркотическая и алкогольная зависимость, психическое расстройство волевой сферы, игромания, шопоголизм и невроз навязчивых состояний. Она также может быть использована для лечения анорексии у подростков.
Примечательно, что кинотерапия может применяться в различных областях.
- Образование. Кино может помочь интегрировать теоретические знания в практическую деятельность, а также отработать и закрепить учебные алгоритмы;
- Борьба с психосоматикой. Кинотерапия показывает пациенту, что болезнь – это адаптация психики. Это помогает трансформировать мышление от якорения за здоровье к полноценной жизни;
- Личностные тренинги. Методика кинотерапии дает ключ к пониманию себя и окружающих людей. Пациент может анализировать свои поступки и стиль жизни, что может помочь ему в развитии личностных качеств;
- Бизнес-тренинги. Кинотерапия может быть использована для обучения сотрудников крупных бизнес-компаний, помогая им понять стратегию и тактику компании. В игровой форме можно отработать профессиональные компетенции;
- Языковой тренинг. Просмотр фильмов на иностранном языке может стать инструментом для обучения. Участники могут упражняться в понимании речи и запоминании сленговой составляющей;
- Социальная сфера. Кинотерапия может быть использована при социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями и пожилыми людьми. Первые могут получить анализ своих потребностей, а вторые — преодолеть чувство одиночества.
Преимущества фильмотерапии
Кинотерапия в психологии помогает решать различные задачи участников. Несмотря на то, что на первый взгляд, эта методика может показаться не такой очевидной, она набирает популярность в сфере благодаря следующим преимуществам:
- Бережная диагностика и коррекция. Кинотерапия помогает постепенно ослабить защитные механизмы психики, благодаря мягкому анализу и сопоставлению личности пациента, его жизненной ситуации с сюжетом фильма;
- Социальная адаптация. Групповая работа с использованием кинотерапии также тренирует навыки коммуникации участников. Семейная фильмотерапия может стать новым видом совместного досуга, который будет способствовать сплочению родственников;
- Выстраивание границ и защита собственного мнения. Обсуждение фильма не приведет к открытой и резкой конфронтации участников, но поможет им научиться экологично общаться, не теряя при этом своего внутреннего стержня;
- Приобретение нового опыта. Даже если сюжет фильма полностью не созвучен с жизнью участника, он все равно может перенять позитивные модели поведения и эмоционального реагирования;
- Выражение, анализ эмоций и самопроявление. Со временем, на сессиях, пациент уже осмысленно говорит о своих чувствах, понимая, что скрывается за ними;
- Культурное развитие. Любые виды искусства развивают эстетический интеллект;
- Безболезненная интеграция новых паттернов. Может быть связана со снижением психологической защиты;
- Многогранность методики. Участник может занимать позицию наблюдателя, принимать активное участие при слиянии с героем фильма или выступать соавтором.
Важно отметить, что фильмотерапия используется только в комплексе лечебных и реабилитационных мероприятий. Наши реабилитационные центры «Подъем», «Спутник» и «Двойной диагноз. Джуниор» используют методику для лечения зависимостей, шопоголизма и реабилитации игроманов. В последнем центре, психотерапевт помогает подросткам бороться с сочетанными патологиями: зависимостью и другими нарушениями психики. Также с помощью фильмотерапии подростки формируют систему ценностей и ресурс для преодоления трудностей.
Кинотерапия: список фильмов
Для конкретной группы фильмотерапии специалист выбирает произведения по заданной тематике.
Химические и нехимические зависимости:
- На игле (1996 год);
- Друг (1987 год);
- Вернуть Бена (2018 год);
- Убей меня (2007 год).
Управление гневом:
- Управление гневом (2003 год);
- Анализируй это (1999 год);
- Школа негодяев (2006 год).
Депрессия, одиночество:
- 1+1. Неприкасаемые (2012 год);
- Всегда говори “Да” (2008 год);
- Унесенные ветром (1939 год).
Развитие силы воли:
- Побег из Шоушенка (1994 год);
- Жизнь прекрасна (2011 год);
- Железная воля (1993 год).
Пережить потерю близкого:
- Жутко, больно и запредельно близко (2011 год);
- Привидение (1990 год);
- Жить (2012 год).
Проработка детско-родительских отношений:
- Похороните меня за плинтусом (2008 год);
- Геля (2015 год);
- Храбрая сердцем (2012 год).
Школьный буллинг:
- Чудо (2017 год);
- Класс коррекции (2014 год).
Если у вашего близкого человека есть зависимость или проблемы с психикой, не откладывайте визит к психиатру или психологу. Также можно вызвать психотерапевта на дом. На ранних стадиях проблему можно решить эффективно только с помощью специалистов.
Специалисты проконсультируют вас и окажут анонимную психиатрическую помощь.