Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Круглосуточная анонимная помощь
Содержание статьи:

Депрессия у подростков

Депрессия это психическое расстройство, которое характеризуется постоянным пониженным настроением, подавленностью, грустью, апатией, утратой интереса к обычным увлечениям и собственной жизни, социальной дезадаптацией и склонностью к негативному мышлению.

Согласно статистике, риск возникновения депрессии наиболее высок в подростковом возрасте, с 13 до 19 лет. Подростки являются наиболее уязвимой категорией для развития депрессивных расстройств. У девочек депрессия встречается в 1,5 раза чаще, чем у мальчиков. Распространенность депрессии в подростковом и молодом возрасте составляет от 15% до 40%.

Причины депрессии у подростков

Как правило, депрессия развивается под влиянием комплекса факторов, среди которых можно выделить следующие:

  1. Генетические: риск развития депрессии выше у подростков, чьи родители или близкие родственники страдали от психических расстройств, таких как маниакально-депрессивный психоз или шизофрения.
  2. Биологические: нарушения в работе организма, такие как гормональный дисбаланс или дефицит витаминов группы В, могут способствовать развитию депрессии. Также важно учитывать естественные физиологические изменения в гормональной системе подростков, которые могут приводить к повышенной психологической уязвимости и нестабильности.
  3. Соматические: наличие хронических соматических заболеваний или инвалидности у подростка может увеличить риск развития депрессии. Это может привести к чувству собственной неполноценности, социальной изоляции и ощущению себя «не таким, как все».
  4. Психологические: продолжительный стресс, эмоциональное напряжение, негативный опыт, такой как утрата близких или насилие, могут стать толчком к развитию депрессии. Также важно учитывать темперамент и личностные особенности подростка, такие как меланхолический или холерический темперамент, эмоциональная неустойчивость или невротические черты личности.
  5. Социальные: отношения со сверстниками, учителями и семьей играют важную роль в развитии депрессии у подростков. Школа может быть источником стресса, особенно если подросток чувствует себя непопулярным, подвергается насилию или травле. Строгие требования, критика и сравнение с другими учениками могут также способствовать развитию депрессии.
  6. Интернет и социальные сети: сегодня Интернет стал важным фактором, влияющим на развитие депрессии у подростков. Пребывание в Интернете и общение в социальных сетях может привести к формированию негативной самооценки, ощущению одиночества и появлению симптомов тревожно-депрессивного расстройства.
  7. Семейные факторы: авторитарный стиль воспитания, недостаток эмоционального контакта и близости в семье, применение физического и психологического насилия могут создать благоприятную почву для развития депрессии у подростков. Также важно учитывать образ жизни подростка, такие факторы как нездоровые пищевые привычки, курение, употребление алкоголя и недостаток физической активности.

Патогенез

Подростковая депрессия — это мультифакторное заболевание, которое развивается под влиянием целого ряда причин. Как правило, неблагоприятные внешние воздействия накладываются на уже имеющуюся предрасположенность к развитию депрессии, такую как врожденный меланхолический темперамент и невротические личностные особенности, интровертированность, социальная отчужденность, повышенная тревожность и эмоциональная лабильность.

По некоторым данным, в развитии депрессии может участвовать нарушение выработки определенных химических веществ в организме, таких как катехоламины. Это может приводить к повышению уровня кортизола, снижению синтеза серотонина, норадреналина и мелатонина.

Иногда пусковыми факторами к развитию расстройства становятся климатические условия и смена сезона (обострения депрессии чаще отмечаются осенью и зимой в связи с недостатком яркого света), а также изменения в течении биохимических процессов в мозге. Однако чаще всего эту роль играют неблагоприятная семейная атмосфера и неудачный социальный опыт.

Важно отметить, что подростковая депрессия может быть вызвана различными факторами, и каждый случай требует индивидуального подхода к диагностике и лечению. Если вы или ваш близкий человек испытываете симптомы депрессии, рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту в области психического здоровья.

Стадии подростковой депрессии

С учетом давности возникновения и выраженности симптомов депрессии можно выделить три ее стадии: легкую, среднюю и тяжелую.

  • Депрессия легкой степени проявляется незначительными симптомами, которые могут быть скрыты от окружающих. Если обратиться за помощью на этом этапе, то преодолеть заболевание можно легче и быстрее, даже с помощью психокоррекционных мер.
  • Депрессия средней степени характеризуется нарастанием симптоматики и сопутствующими соматическими проявлениями, такими как головные боли, пищеварительный дискомфорт и др. Подросток становится замкнутым, эмоционально неустойчивым, нервозным или агрессивным в зависимости от своего типа реакции на стресс. Для лечения чаще всего требуется сочетание психотерапии и фармакотерапии.
  • Депрессия тяжелой степени является запущенным состоянием расстройства, которое может сопровождаться попытками самоубийства или завершенным суицидом. В таких случаях требуется срочная госпитализация в стационар специализированной клиники с круглосуточным наблюдением специалистов и комплексным лечением заболевания. Обычно назначается длительный прием антидепрессантов в течение одного или нескольких лет.
Чем раньше будет начато лечение депрессии, тем больше шансов на благоприятный прогноз и восстановление психики пациента, его нормальную социальную адаптацию и профессиональную реализацию в будущем.

Классификация

Согласно классификации психических расстройств DSM-4, депрессивные расстройства у подростков делятся на несколько видов.

  1. Реактивная депрессия это наиболее благоприятный вариант болезни, который возникает как реакция на сильный стресс или психотравмирующую ситуацию. Она проявляется подавленностью и пониженным настроением.
  2. Меланхолическая депрессия характеризуется грустью, отчаянием, тоской, слезливостью, утратой прежних интересов, равнодушием к себе и окружающей действительности, нежеланием проявлять какую-либо активность физическую или социальную. На этом фоне развиваются общая астения, угнетение аппетита, нарушения сна, соматические расстройства учащенное сердцебиение, головные боли, абдоминальный дискомфорт и др.
  3. Клиническая (большая) депрессия проявляется устойчивым снижением настроения, сильной подавленностью, негативным мышлением, неверием в себя и в возможность положительных перемен, упадком сил, отчаянием, вялостью, быстрой утомляемостью, нежеланием прилагать какие-либо усилия («мне все равно», «все бессмысленно»), потерей способности получать удовольствие, в том числе от прежних увлечений, потерей аппетита и нарушениями сна. Часто возникают мысли о суициде и попытки его совершить. Эта форма депрессии может длиться от 2 недель до года и более.
  4. Малая депрессия может проявляться отдельными признаками депрессивных состояний, которые длятся не меньше двух недель.
  5. Атипичная депрессия отличается от других форм тем, что отдельные симптомы депрессии сочетаются с нехарактерными для этого состояния повышением аппетита, сонливостью и усилением эмоциональных реакций.
  6. Рекуррентная депрессия это депрессивные симптомы, которые возникают время от времени около одного раза в месяц и длятся несколько дней.
  7. Дистимия это стабильное пониженное эмоциональное состояние, грусть, усталость, снижение интереса к прежним увлечениям и уменьшение удовольствия от любимых занятий. Она отличается умеренностью и меньшей интенсивностью проявлений по сравнению с клинической депрессией, но может переходить в эту форму. Дистимия длится на протяжении 1-2 лет и более.

В зависимости от длительности течения и выраженности симптоматики различают:

  • депрессивную реакцию;
  • депрессивный синдром;
  • депрессивное расстройство.

По характеру клинического проявления депрессия делится на две формы:

  1. адинамическая, когда доминируют двигательная заторможенность, астения, монотонность и «замороженность»;
  2. тревожная, когда преобладают эмоциональная гипервозбудимость и моторное беспокойство, бессонница и ночные кошмары, слезливость, страхи и фобические состояния.

Как понять, что у подростка депрессия

В основе клинического проявления этого расстройства лежит триада симптомов: стойкое понижение настроения, заторможенность мышления и уменьшение моторной активности. Эмоциональные отклонения проявляются в постоянной подавленности, чувстве безысходности, отчаяния и нежелании предпринимать какие-либо попытки улучшить свое состояние, уверенности в том, что ничего нельзя изменить и лучше в будущем не станет.

Больные начинают думать о суициде, замыкаются в себе и фокусируются на собственных переживаниях, становятся отчужденными от близких и окружающих, сокращается количество социальных контактов, в том числе с друзьями. Утрачивается интерес к окружающей действительности, прежние увлечения теряют привлекательность и становятся безразличны.

У некоторых больных может возникать чувство тревоги, страха по поводу тех или иных событий, собственного будущего, теряется ощущение яркости жизни и в целом ее смысл. Иногда отмечается склонность винить себя по тем или иным причинам, брать на себя чрезмерную ответственность за негативные события в прошлом или же наоборот обвинять окружающих.

Тревога при депрессии может быть вначале беспредметной, беспричинной, при нарастании может превращаться в оформленный страх. Фобии могут носить определенный характер — боязнь людных мест, открытых или закрытых пространств, страх смерти, неизлечимой болезни и др. На этом фоне могут развиваться панические атаки, сопровождающиеся приступами «удушающего» страха, учащенным сердцебиением, дискомфортом в животе и другими вегетативно-соматическими проявлениями. Постепенно уровень тревоги становится всеохватывающим и затрагивает все сферы жизни пациента, все события кажутся угрожающими и опасными.

На запущенных стадиях депрессии развивается состояние «блокировки» каких-либо чувств, вместо них больные ощущают внутри себя подобие дыры и душевной пустоты. Иногда это состояние настолько интенсивно, что больные сравнивают его с нестерпимой физической болью.

Настроение больных может меняться в зависимости от времени суток. При эндогенном происхождении расстройства кульминация негативных переживаний приходится на утро и первую половину дня, после обеда состояние немного улучшается. При психогенных депрессиях душевное состояние больных становится хуже по мере приближения вечера.

Одним из важных признаков депрессии у подростков является замедление процессов мышления. Это может проявляться в том, что им становится труднее планировать и организовывать свои действия, учебу или повседневные рутинные дела. Их память ослабевает, и они могут испытывать трудности в быстром и адекватном восприятии информации. Их мышление становится «замедленным», мысли путаются, и любое мыслительное действие может казаться непосильным и затруднительным.

Изменения в когнитивной сфере влияют и на речь больных. Они неохотно разговаривают и используют преимущественно короткие и односложные фразы. Их речь становится тихой, медленной и может прерываться длительными паузами.

Изменения в двигательной сфере проявляются в замедленности, вялости и ригидности движений. Пациенты могут предпочитать не двигаться вообще или не прилагать физических усилий, большую часть времени проводя в пассивном состоянии. Их осанка приобретает характерные черты: сгорбленная спина, опущенная голова и шаркающая, вялая походка. Тело стремится найти внешнюю опору (например, локти упираются в колени или в положении стоя или сидя больной стремится опереться на стену или предметы мебели).

При тяжелой запущенной депрессии у больных может не быть физических и моральных сил встать с постели, причесаться, умыться или поесть. Их выражение лица отражает ощущение безысходности, апатии и тоски, а мимика становится скудной и эмоционально неокрашенной.

По мере прогрессирования расстройства к описанным симптомам присоединяются соматические проявления. Могут отмечаться головные, сердечные, суставные, мышечные или желудочные боли или другой абдоминальный дискомфорт. При этом инструментальные и лабораторные исследования не выявляют никакой патологии или же выявленные нарушения не соответствуют интенсивности симптомов.

Характерными для депрессии являются триада Протопопова: тахикардия, расширение зрачков и запоры (однако возможна и диарея или неустойчивый стул). Отмечаются типичные изменения кожи: она становится сухой, атоничной и истонченной, на ней резче проступают складки и морщины, что делает лицо старше. Выпадают волосы, а ногтевые пластины становятся тонкими и ломкими.

Депрессия также отражается на сексуальном либидо. Половое влечение может сильно уменьшиться или исчезнуть совсем. У девушек может нарушиться менструальный цикл, а иногда полностью прекращаются менструации.

В большинстве случаев депрессивные состояния сопровождаются угнетением аппетита и снижением веса. В некоторых случаях (при атипичном течении болезни) аппетит, наоборот, растет и вес увеличивается. Нарушения сна проявляются не только в ночной бессоннице, но и в ранних пробуждениях. Больные днем сонливы и вялы, чувствуют усталость, а ночью не могут уснуть.

Нарастание депрессивной симптоматики приводит к снижению школьной успеваемости, нежеланию посещать учебное заведение и отказу от общения со сверстниками, что может привести к прогрессирующей социальной дезадаптации.

Осложнения

К сожалению, последствия депрессии, если ее не лечить, могут быть очень тяжелыми.

  • Почти в половине случаев развиваются сопутствующие психоэмоциональные расстройства, такие как тревожные расстройства, дистимия и поведенческие нарушения. Также высок риск возникновения химической зависимости, например, алкогольной, наркотической или лекарственной, а также игровой зависимости.
  • У 60% подростков, страдающих депрессией, возникают мысли о суициде, а 30% предпринимают попытки самоубийства, часть из которых заканчивается летальным исходом.
  • Кроме того, существует риск развития интернет-зависимости и погружения в виртуальную реальность. Это может привести к снижению успеваемости в школе, прогулам и отчислению. Также подростки могут вступать в деструктивные сообщества и суицидальные группы в социальных сетях, что может привести к асоциальному, самоповреждающему и деструктивному поведению.
  • Кроме того, у подростков с депрессией могут развиться расстройства пищевого поведения.
Чтобы обеспечить достаточный эмоциональный контакт и душевную близость в семье, а также внимание к эмоциональному состоянию подростка и его проблемам, важно вовремя заметить и предотвратить опасность. Чем раньше вы обратитесь за квалифицированной помощью, тем легче будет победить болезнь и помочь подростку не загубить свою жизнь.

Диагностика депрессии у подростков

Заболевание диагностируется путем беседы с пациентом и его родственниками, анализа анамнестических данных. В диагностике участвуют подростковый врач-психиатр, клинический психолог, невролог и другие специалисты узких профилей (для исключения соматической патологии). Чтобы исключить неврологическую основу болезни, проводятся инструментальные исследования, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ), ультразвуковое исследование (УЗИ), магнитно-резонансная томография (МРТ) или компьютерная томография (КТ) головного мозга.

В диагностике депрессии у подростков, помимо беседы, используются специальные опросники, психодиагностические тесты (например, тест Люшера, тест Векслера), шкала Бека, Гамильтона и Монтгомери-Асберг и другие. Широко применяются рисуночные тесты, которые позволяют оценить психологическое состояние подростка по его образному самовосприятию, проанализировать его отношения в семье и особенности социальных взаимодействий.

Методы лечения

Лечение подростковой депрессии включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и психосоциальную реабилитацию. План лечения составляется индивидуально в каждом случае и зависит от вида, тяжести и давности возникновения депрессии, возраста пациента, наличия сопутствующих соматических и психоэмоциональных расстройств, уровня социальной адаптации, личностных особенностей, семейных отношений и личной истории пациента.

Лечение может проводиться как в стационаре специализированной клиники, так и амбулаторно. При большой (клинической) депрессии чаще всего требуется стационарное лечение с круглосуточным наблюдением специалистов.

Фармакотерапия

Основу медикаментозного лечения депрессивных расстройств составляет прием антидепрессантов. Чаще всего назначают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС).

При преобладании явлений заторможенности могут быть назначены антидепрессанты стимулирующего действия, а при тревожной депрессии — седативного.

Антидепрессанты помогают улучшить психоэмоциональное состояние больных, успокаивают, купируют фобические симптомы, нормализуют аппетит и сон. Риск побочных эффектов минимален, если точно соблюдать схему приема, назначенную врачом. Терапевтический эффект наступает через несколько недель после начала приема препаратов.

Ответ организма на прием антидепрессантов может различаться у разных пациентов, в том числе в зависимости от тяжести расстройства. Поэтому в некоторых случаях в первые недели лечения приходится заменять один препарат другим (при недостаточном антидепрессивном эффекте или появлении выраженных побочных явлений). Так как терапевтический эффект от приема антидепрессантов наступает не сразу, то в первые 2-4 недели больным назначают транквилизаторы.

Психотерапия

Психокоррекционная работа может включать индивидуальную, групповую и семейную терапию. Среди психотерапевтических методик наиболее эффективной при депрессии признана когнитивно-бихевиоральная терапия. Ее применение помогает подростку научиться осознавать, выражать и безопасно переживать эмоции, вербализировать собственные переживания и травмирующий опыт, корректировать свое настроение и менять поведение, повышать стрессоустойчивость и улучшать коммуникативные навыки.

В комплекс психокоррекционных занятий может входить применение гипноза, релаксирующих методик (дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия), игровых методов, гештальт- и арт-терапии.

Семейная терапия направлена на оздоровление домашней психологической атмосферы, улучшение отношений, создание полноценного эмоционального контакта и доверительности между близкими и подростком. Родители учатся «слышать» своего ребенка и помогать ему в преодолении болезни.

После прохождения лечения важно скорректировать образ жизни подростка так, чтобы создать наиболее благоприятные условия для его выздоровления и не допустить рецидивов. Для этого необходима полноценная эмоциональная поддержка, толерантность к состоянию подростка со стороны семьи и окружающих, соблюдение им здорового режима и распорядка дня, оптимального режима питания и физической активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз течения и исхода депрессии зависит от многих факторов, таких как тяжесть и давность возникновения расстройства, индивидуальные особенности психики и личности подростка, его коммуникативные способности и адаптированность к пребыванию в обществе.

Вероятность рецидива депрессивного расстройства после первого эпизода болезни довольно высока: в 25% случаев рецидив происходит через год, в 40% — через два года, в 70% — через пять лет. В 15-40% случаев депрессия у подростков осложняется развитием биполярного аффективного расстройства.

Все это говорит о том, что для достижения стабильной и длительной ремиссии необходимо строго следовать всем рекомендациям специалистов во время лечения и после него, а также проходить курсы реабилитации.

Большую роль в предупреждении дебюта и обострений депрессии играет профилактика. Она заключается, прежде всего, в создании благоприятной психологической обстановки в семье, поддержании атмосферы близости и доверия между близкими и подростком, внимательном отношении к его трудностям.

Важно обеспечить регулярный врачебный контроль за состоянием подростка, следить за соблюдением приема назначенных лекарств и посещать занятия с психотерапевтом (индивидуальные или групповые). Недопустимо самостоятельно отменять прием лекарств или менять врачебные назначения, даже если кажется, что выздоровление уже наступило.

Как помочь подростку в депрессии

Чтобы создать благоприятные условия для здоровья подростка и в идеале предотвратить заболевание, родителям и близким можно порекомендовать следующее:

  1. Важно уделять ребенку достаточно внимания. Проявлять интерес к его жизни, отношениям со сверстниками, переживаниям, мыслям, трудностям и т.д. При этом не стоит критиковать его, лучше дать необходимую поддержку и уверенность в том, что вы всегда готовы выслушать и понять без осуждения.
  2. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми и ставить перед ним трудновыполнимые цели и требования. Лучше поощрять его успехи и любое продвижение, принимать уровень его способностей и возможностей без чрезмерных амбиций.
  3. Следите за режимом дня ребенка. Не допускайте умственных и физических перегрузок, регулируйте количество сна, качество питания, уровень физической активности.
  4. Учите ребенка быть внимательным и бережным к своему здоровью и здоровью близких.
  5. Обращайте внимание на изменения в эмоциональном состоянии ребенка и его взаимоотношениях с другими людьми. Спрашивайте о своем ребенке у школьного психолога, классного руководителя, друзей.
  6. Если вы обнаружите проблему, не пускайте ситуацию на самотек. Обратитесь за квалифицированной помощью к психологу или в специализированную клинику. Помните, что чем раньше вы начнете лечение, тем благоприятнее будет результат.
Реабилитация, как залог успешного лечения
Прием в стационар круглосуточно и анонимно.

Комплексная работа специалистов

Полноценное возвращение в социум

Восстановлен иеинтересов в жизни

Специалисты

Каждый специалист платной наркологической клиники — профессионал высокого уровня.
У нас работают специалисты узкого и широкого профиля,
оказать помощь и предложить выздоровление каждому пациенту — главная цель наших врачей.

Часто задаваемые вопросы

Участвуют ли в терапии родители?
Это необязательно, но желательно. Участие родителей в семейной терапии помогает им лучше понять состояние своего ребенка и осознать причины, которые вызвали у него развитие депрессии. Индивидуальная или групповая семейная психотерапия помогает гармонизировать семейные отношения и домашний психологический микроклимат, восстановить утраченный эмоциональный контакт и взаимопонимание с ребенком, что положительно влияет на процесс лечения и способствует выздоровлению ребенка.
Придется ли подростку бросать учебу во время лечения?
Мы стремимся организовать процесс терапии и реабилитации таким образом, чтобы пациенты при необходимости могли продолжать обучение или работу удаленно. Если это необходимо, мы помогаем организовать восстановление учебного процесса в ВУЗах после окончания лечения.
Можно ли пройти лечение анонимно?
Да, при обращении к нам вы подписываете договор о соблюдении строгих требований конфиденциальности и неразглашении третьим лицам информации о пациенте и его болезни, а также о самом факте его обращения в клинику. Это позволяет сохранить социальные связи пациента и провести лечение и реабилитацию в условиях полной анонимности. Вам не потребуется становиться на учет в государственный психоневрологический диспансер.
Получить бесплатную
консультацию

Обратитесь за помощью сейчас

Записаться на услугу

Заполните форму
и мы свяжемся с Вами