Если ваш ребенок испытывает трудности с цифрами, учителя считают его ленивым, а одноклассники дразнят, не стоит сразу делать поспешные выводы об его умственных способностях. Возможно, у него есть дискалькулия – расстройство, связанное с неумением оперировать арифметическими функциями. Но не отчаивайтесь, в клинике неврозов мы успешно боремся с этой проблемой, применяя современные методы комплексной коррекции.
Многие родители не осознают, что уже на этапе подготовки к школе можно диагностировать «боязнь арифметики», эффективно лечить и тем самым облегчить процесс освоения учебной программы для ребенка. Наша команда специалистов проведет комплексное обследование и разработает индивидуальную программу коррекции, которая будет соответствовать потребностям вашего ребенка.
Общие сведения
Математическая дислексия, также известная как дискалькулия, является стойким и специфическим нарушением счета в детском возрасте. Она проявляется как частичное или полное отсутствие способности понимать цифры и другие математические символы, сравнивать величины и выполнять арифметические операции. Распространенность дискалькулии в различных формах достигает 10%, и она встречается у обоих полов в равной степени. Часто дискалькулия сопровождается расстройством навыка чтения, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и бессонницей.
Хроническая неуспеваемость по арифметике может привести к неприятию точных наук, отразиться на успехах в гуманитарных дисциплинах и снизить уровень социальной адаптации ребенка в школьной среде. Однако, в «чистом» виде дискалькулия проявляется редко. В большинстве случаев она сопутствует другим расстройствам, таким как дисграфия и дислексия, а также синдрому дефицита внимания с гиперактивностью.
Причины
Расстройство навыка счета может иметь различные причины, включая наследственные, социально-педагогические и психогенные факторы. При диагностике важно определить, что стало основой для развития нарушения, так как это влияет на успешность лечения и прогноз. В клинике вы получите помощь опытных неврологов и психологов-дефектологов, специализирующихся на детских расстройствах. Запишитесь на консультацию, которая не обязывает вас к чему-либо, но поможет ответить на множество вопросов, связанных с проблемами вашего ребенка в школе.
Дискалькулия может развиваться под влиянием следующих факторов:
- Генетический фактор: исследования показывают связь между ребенком с дискалькулией и родителем, который также имел подобное расстройство. Однако исследования генетического компонента находятся на стадии разработки;
- Педагогический фактор: негативный опыт обучения счету, связанный с принуждением, наказаниями за плохие оценки, конфликтами с учителем или социальной изоляцией;
- Органическое поражение центральной нервной системы: дисфункция головного мозга может вызвать сбои в обработке информации. Это может быть связано с осложнениями беременности, травмами при рождении, инфекциями, поражающими ЦНС.
Внезапное проявление дискалькулии у взрослых является серьезным сигналом для обращения к специалистам. Это может быть признаком критического состояния, связанного с поражением мозга, таким как инсульт или развивающееся опухоль.
Патогенез
Дискалькулия, или нарушение математических навыков, связана с недоразвитием внутритеменной борозды, ответственной за обработку оптической информации в теменной доле мозга. Это также влияет на работу нейронов в смежных областях, таких как височная доля, префронтальная кора, субкортикальная зона и поясная кора. Для успешного обучения математике необходима способность визуально представлять числа и задания, но при дискалькулии возникающий когнитивный дефицит затрудняет расшифровку и понимание задач.
Сопутствующие механизмы, вовлеченные в патологический процесс дискалькулии, включают низкую концентрацию и скорость обработки входящей информации, проблемы с распределением внимания, недоразвитие первичной (кратковременной) памяти и планирования. Все эти факторы влияют на способность ребенка эффективно усваивать математические понятия и решать задачи.
Классификация
Дискалькулия может затрагивать различные компоненты, которые обеспечивают нормальный процесс счета. Существуют разные формы нарушения счетного навыка, включая:
- Вербальная форма – ученик испытывает трудности с восприятием на слух и называнием чисел, но успешно выполняет аналогичные задания письменно.
- Практогностическая форма – пациент не может вести абстрактный счет, но может оперировать категориями (складывать, умножать), но неспособен классифицировать предметы по количеству, величине или форме.
- Графическая форма – возникают сложности с переводом чисел в цифры, ребенок может успешно выполнять устные действия, но письменные работы вызывают трудности.
- Лексическая форма – пациент затрудняется прочитать цифры, знаки и математические выражения, но аудиальное восприятие происходит без проблем.
- Операциональная форма – ученику сложно совершать простые арифметические действия и решать элементарные задания.
- Идеогностическая форма – ребенок не может выполнять расчеты в уме и требует опоры, такой как палочки для счета, графическое изображение данных или запись примера.
Учитывая, какой конкретный компонент страдает, симптоматика дискалькулии может проявляться по-разному. Поэтому требуются различные техники и методы, чтобы скорректировать нарушение и помочь ребенку. В клинике наши специалисты проведут диагностику и разработают индивидуальную программу коррекции, учитывая особенности каждого пациента. Мы используем разнообразные техники и методы, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности с математикой и развить необходимые навыки.
Симптомы дискалькулии
Дискалькулия, или нарушение математических навыков, может быть распознана еще до поступления в школу, при условии достаточного внимания со стороны родителей и педагогов и понимания данной проблемы. Однако наиболее часто диагностика приходит на пик в 1-2 классах. Взрослые пациенты обычно компенсируют расстройство выбором профессии, где математические навыки не являются основными.
Симптомы дискалькулии включают сложности или неспособность у пациента:
- Распознавать и писать цифры;
- Понимать понятия «больше» и «меньше»;
- Ориентироваться во времени (например, определить, который час показывают часы);
- Решать логические задачи с абстрактными категориями;
- Определять пройденное расстояние.
Ученик с дискалькулией может допускать ошибки:
- При решении задач без иллюстрации данных;
- В идентификации чисел, озвученных голосом (например, написать «десять», услышав «девять»);
- При визуальном определении количества предметов (неспособность сгруппировать их без пересчета по одному).
Без коррекции дискалькулия может негативно сказываться на успехах в освоении других предметов в средней школе. Ребенку может быть сложно понимать формулировку задачи, удерживать числовые данные в памяти, анализировать их и применять различные математические подходы. Подросток может испытывать трудности с ориентацией на местности, составлением бюджета, пониманием графиков и табличных данных.
Если вы заметили характерные симптомы у вашего первоклассника, рекомендуется обратиться в клинику для диагностики и коррекции. Чем раньше будет поставлен диагноз и начата коррекция, тем выше и более заметны будут результаты. В клинике нашей команды специалистов поможет вашему ребенку преодолеть дискалькулию и развить необходимые математические навыки.
Осложнения
Дискалькулия, или нарушение математических навыков, может серьезно затруднить процесс освоения стандартной школьной программы, что ведет к низким оценкам по многим предметам и может привести к развитию психологических проблем. Неумение оперировать цифрами оказывает негативное влияние на здоровый познавательный интерес, приводит к пропускам занятий и, в долгосрочной перспективе, может привести к отказу от получения полноценного образования и снижению качества жизни.
Для детей с дискалькулией, каждый учебный день становится вызовом. Они испытывают трудности с пониманием математических понятий, решением задач и усвоением нового материала. Это может привести к низкой самооценке, чувству беспомощности и отчуждения от учебного процесса.
Однако, важно помнить, что дискалькулия не является приговором. Специалисты в области образования и психологии разработали различные методы и подходы, которые помогают детям справиться с этими трудностями. Индивидуальная коррекция и поддержка, а также использование адаптивных методов обучения, могут значительно улучшить учебные результаты и повысить самооценку ребенка.
Диагностика
Если у вас возникли подозрения на наличие дискалькулии у вашего ребенка, вы можете обратиться за консультацией к специалистам нашего центра. В клинике проводится диагностика расстройства детским психиатром, который уделяет особое внимание вопросам воспитания в семье, наличию неврологических диагнозов и наследственному фактору, такому как наличие дислексии или дискалькулии у родителей.
Для диагностики дискалькулии используются специфические тесты, которые оценивают различные аспекты расстройства:
- Способность разделять на классы, систематизировать, сравнивать и вести счет;
- Совершение арифметических операций;
- Способность перекодировать данные, то есть решать задания, требующие перевода слов в математический формат, например, «убавить на» или «увеличить, а потом сократить».
Цель диагностики – провести комплексное исследование, оценить уровень общего интеллекта, память и развитие речи. Это необходимо для дифференциации дискалькулии от других расстройств, таких как задержка психического развития или речевое отставание, и выбора оптимальной тактики лечения.