Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Круглосуточная анонимная помощь
Содержание статьи:

Дислексия

Вы знаете, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Они все страдали от дислексии — частичного специфического расстройства навыков чтения. Их биографии подтверждают, что даже несмотря на серьезные трудности с чтением, они смогли прожить яркую жизнь, несмотря на детский ярлык «не такого как все». В этой статье мы рассмотрим, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать их неспособность к чтению.

Общие сведения

Дислексия возникает из-за недоразвития или нарушения психических функций, отвечающих за процесс чтения. Согласно официальной статистике, это расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. При этом на каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может проявляться в виде синдрома, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.

Причины дислексии

У людей с дислексией возникают трудности в правильном распознавании букв. Их речь может быть несвязной, неправильно структурированной с грамматической точки зрения и характеризоваться ограниченным словарным запасом. Причины возникновения дислексии могут быть связаны как с биологическими, так и социальными факторами.

Биологические факторы

Большинство специалистов считают, что дислексия в большинстве случаев развивается под влиянием биологических патологий, которые возникают в пренатальном периоде:

  • Поражение центральной нервной системы (ЦНС) в результате внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта.
  • Гипоксия мозга плода в утробе матери, вызванная патологиями пуповины или родовой асфиксией.
  • Инфекционные заболевания, которые поражают мозг плода.
  • Травмы, возникающие во время сложных родов.

Эти факторы могут оказывать негативное влияние на развитие мозга и способность ребенка эффективно осваивать навыки чтения и письма.

Социальные факторы

Социальные факторы, в отличие от биологических, более поддаются коррекции. К ним относятся:

  1. Недостаток общения у ребенка: Ограниченность в социальных контактах и недостаток коммуникации могут влиять на развитие навыков чтения и письма.
  2. Педагогическая запущенность: Ошибки в методах обучения и воспитания могут оказывать негативное влияние на развитие навыков чтения и письма.
  3. Двуязычие: Дети, владеющие двумя языками, могут путать символы и правила из разных языков, что может затруднять процесс чтения.
  4. Раннее начало обучения: Слишком раннее начало обучения чтению и письму может быть неподходящим для некоторых детей и создавать трудности в их развитии.
  5. Дефицит социально-эмоциональных контактов и отдаление от матери: Ограничение в социально-эмоциональных контактах и отсутствие близкой связи с матерью, как в случае с синдромом госпитализма, могут влиять на развитие навыков чтения и письма.
Жесткая критика в детстве может негативно сказываться на самооценке людей и требовать психологической помощи.

Патогенез

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, в котором взаимодействуют несколько систем-анализаторов, включая зрительную, речезвуковую и речедвигательную системы. Нарушения в работе этих систем могут нарушить единство процесса чтения. С точки зрения психолингвистики, дислексию можно рассматривать как частичную задержку развития психических функций, а с когнитивной точки зрения как нарушение одного или нескольких познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, память и осмысливание. Оба этих аспекта могут привести к трудностям в чтении и обучении.

Классификация

Специалисты выделяют шесть форм дислексии, каждая из которых связана с нарушением определенного механизма. Каждая форма требует особого внимания со стороны специалистов и семьи:

  1. Оптическая дислексия: характеризуется зеркальным чтением, перескакиванием на соседнюю строку и трудностями в различении похожих символов, таких как «о» и «е», «b» и «d».
  2. Фонематическая дислексия: самая распространенная форма, проявляется в искажении структуры слов, перестановке слогов и звуков.
  3. Аграмматическая дислексия: характеризуется ошибками в построении речевых отрезков, например, «пойдем дом» или «синий птица».
  4. Семантическая дислексия: проявляется в беглом чтении без понимания смысла прочитанного текста.
  5. Мнестическая дислексия: связана с трудностями в распознавании букв во время артикуляции и отсутствием понимания связи между звуками и буквами.
  6. Тактильная дислексия: типична для слабовидящих людей и характеризуется трудностями в пространственном распознавании букв и слов.

Симптомы дислексии

Дислексия обычно проявляется в возрасте 6-10 лет. Люди с дислексией испытывают трудности в сопоставлении звуков и букв, что приводит к значительно более низким показателям в чтении по сравнению со сверстниками. Они также могут совершать грубые ошибки в письме.

Дислексия негативно влияет на формирование личности. Неудачи в школе и трудности в чтении могут привести к развитию мнительности, тревожности и других эмоциональных реакций.

Существуют различные формы дислексии, каждая из которых требует особого внимания со стороны специалистов и семьи:

  1. Фонематическая дислексия: связана с трудностями в анализе и объединении звуков и слогов в словах.
  2. Семантическая дислексия: характеризуется трудностями в понимании смысла прочитанного текста.
  3. Аграмматическая дислексия: проявляется в ошибках в построении речевых конструкций и использовании грамматических правил.
  4. Мнестическая дислексия: связана с трудностями в связывании звуков и букв.
  5. Оптическая дислексия: характеризуется затруднениями в фокусировке взгляда и чтении задом наперед.
  6. Тактильная дислексия: типична для людей с тяжелыми нарушениями зрения и проявляется в трудностях в чтении по системе Брайля.

Каждая из этих форм дислексии требует особого внимания и подхода для помощи людям справиться с трудностями в чтении и обучении.

Диагностика

Для диагностики дислексии необходимо учитывать определенные условия:

  1. Отсутствие диагностированной умственной отсталости: Для диагноза дислексии необходимо исключить наличие умственной отсталости, так как это может быть причиной трудностей в чтении.
  2. Отсутствие патологий слуха и зрения: Патологии слуха и зрения могут оказывать негативное влияние на способность читать, поэтому их необходимо исключить при диагностике дислексии.
  3. Отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать: Расстройства психики, такие как шизофрения или аутизм, могут влиять на способность читать и могут быть причиной трудностей, независимо от дислексии.
  4. Не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения: Для диагностики дислексии необходимо, чтобы ребенок уже начал активное обучение чтению и прошло не менее 2 лет с момента начала этого процесса.
  5. Ребенку подходит выбранный метод обучения чтению: Метод обучения чтению должен быть подходящим для ребенка и стимулировать его интерес и желание учиться.
  6. Сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением: Для диагностики дислексии необходимо убедиться, что трудности возникают исключительно в ходе выполнения заданий, связанных с чтением, и не объясняются другими факторами.
Для получения официального диагноза дислексии вам следует обратиться к врачу-психиатру. Рекомендуется записаться на прием к платному психиатру в клинике «Центр Здоровья».
Реабилитация, как залог успешного лечения
Прием в стационар круглосуточно и анонимно.

Комплексная работа специалистов

Полноценное возвращение в социум

Восстановлен иеинтересов в жизни

Специалисты

Каждый специалист платной наркологической клиники — профессионал высокого уровня.
У нас работают специалисты узкого и широкого профиля,
оказать помощь и предложить выздоровление каждому пациенту — главная цель наших врачей.

Часто задаваемые вопросы

Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?
Действительно, исследования показывают, что дети с дислексией обладают незаурядным умственным потенциалом. Однако, не следует полагаться только на это и рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника с диагнозом дислексии. В реальности, под воздействием негативных обстоятельств, ребенок может быстро потерять свою врожденную способность к освоению мира и развитию своего потенциала. Заботливые и ответственные родители понимают важность профессиональной помощи и поддержки для своего ребенка с дислексией. Они стремятся обеспечить ему не только успешное обучение, но и счастливое детство. Профессиональная помощь и раннее вмешательство могут помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с дислексией, и развить свой потенциал.
Дислексия проходит с годами?
Детская дислексия - это серьезное расстройство, которое требует коррекции и грамотного лечения. Без вмешательства и поддержки проблема не исчезает со временем, а может сопровождать человека на протяжении всей жизни. Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают неуверенность в себе, социальную тревожность и депрессию. Эти проблемы могут сохраняться и взрослом возрасте, вплоть до мыслей о суициде. Поэтому важно обратиться за помощью и получить направленную коррекцию расстройства. В клинике Центр Здоровья мы предлагаем профессиональную помощь и поддержку для детей с дислексией. Наша команда специалистов проведет комплексную работу, включающую психологическую поддержку и коррекцию расстройства. Мы также уделяем внимание работе с семейной системой, так как поддержка и понимание родителей играют важную роль в успешной реабилитации ребенка.
Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?
Современная клиническая психология придает большое значение реабилитации пациентов, страдающих психическими расстройствами и психологическими проблемами. Она основана на понимании того, что некоторые заболевания имеют основу в нарушении психофизиологических процессов, и поэтому лечение без реабилитации не может обеспечить стойкого и ожидаемого результата. В нашем центре мы успешно применяем современные программы медикосоциальной реабилитации для различных групп пациентов. Наша команда специалистов разрабатывает индивидуальные программы, учитывая особенности каждого пациента и его потребности. Мы предлагаем широкий спектр реабилитационных мероприятий, включая психотерапию, социальную поддержку, тренинги и другие методы, которые помогают пациентам восстановить и улучшить свою психическую и социальную функциональность.
Получить бесплатную
консультацию

Обратитесь за помощью сейчас

Записаться на услугу

Заполните форму
и мы свяжемся с Вами