Вы знаете, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Они все страдали от дислексии — частичного специфического расстройства навыков чтения. Их биографии подтверждают, что даже несмотря на серьезные трудности с чтением, они смогли прожить яркую жизнь, несмотря на детский ярлык «не такого как все». В этой статье мы рассмотрим, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать их неспособность к чтению.
Общие сведения
Дислексия возникает из-за недоразвития или нарушения психических функций, отвечающих за процесс чтения. Согласно официальной статистике, это расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. При этом на каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может проявляться в виде синдрома, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.
Причины дислексии
У людей с дислексией возникают трудности в правильном распознавании букв. Их речь может быть несвязной, неправильно структурированной с грамматической точки зрения и характеризоваться ограниченным словарным запасом. Причины возникновения дислексии могут быть связаны как с биологическими, так и социальными факторами.
Биологические факторы
Большинство специалистов считают, что дислексия в большинстве случаев развивается под влиянием биологических патологий, которые возникают в пренатальном периоде:
- Поражение центральной нервной системы (ЦНС) в результате внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта.
- Гипоксия мозга плода в утробе матери, вызванная патологиями пуповины или родовой асфиксией.
- Инфекционные заболевания, которые поражают мозг плода.
- Травмы, возникающие во время сложных родов.
Эти факторы могут оказывать негативное влияние на развитие мозга и способность ребенка эффективно осваивать навыки чтения и письма.
Социальные факторы
Социальные факторы, в отличие от биологических, более поддаются коррекции. К ним относятся:
- Недостаток общения у ребенка: Ограниченность в социальных контактах и недостаток коммуникации могут влиять на развитие навыков чтения и письма.
- Педагогическая запущенность: Ошибки в методах обучения и воспитания могут оказывать негативное влияние на развитие навыков чтения и письма.
- Двуязычие: Дети, владеющие двумя языками, могут путать символы и правила из разных языков, что может затруднять процесс чтения.
- Раннее начало обучения: Слишком раннее начало обучения чтению и письму может быть неподходящим для некоторых детей и создавать трудности в их развитии.
- Дефицит социально-эмоциональных контактов и отдаление от матери: Ограничение в социально-эмоциональных контактах и отсутствие близкой связи с матерью, как в случае с синдромом госпитализма, могут влиять на развитие навыков чтения и письма.
Жесткая критика в детстве может негативно сказываться на самооценке людей и требовать психологической помощи.
Патогенез
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, в котором взаимодействуют несколько систем-анализаторов, включая зрительную, речезвуковую и речедвигательную системы. Нарушения в работе этих систем могут нарушить единство процесса чтения. С точки зрения психолингвистики, дислексию можно рассматривать как частичную задержку развития психических функций, а с когнитивной точки зрения – как нарушение одного или нескольких познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, память и осмысливание. Оба этих аспекта могут привести к трудностям в чтении и обучении.
Классификация
Специалисты выделяют шесть форм дислексии, каждая из которых связана с нарушением определенного механизма. Каждая форма требует особого внимания со стороны специалистов и семьи:
- Оптическая дислексия: характеризуется зеркальным чтением, перескакиванием на соседнюю строку и трудностями в различении похожих символов, таких как «о» и «е», «b» и «d».
- Фонематическая дислексия: самая распространенная форма, проявляется в искажении структуры слов, перестановке слогов и звуков.
- Аграмматическая дислексия: характеризуется ошибками в построении речевых отрезков, например, «пойдем дом» или «синий птица».
- Семантическая дислексия: проявляется в беглом чтении без понимания смысла прочитанного текста.
- Мнестическая дислексия: связана с трудностями в распознавании букв во время артикуляции и отсутствием понимания связи между звуками и буквами.
- Тактильная дислексия: типична для слабовидящих людей и характеризуется трудностями в пространственном распознавании букв и слов.
Симптомы дислексии
Дислексия обычно проявляется в возрасте 6-10 лет. Люди с дислексией испытывают трудности в сопоставлении звуков и букв, что приводит к значительно более низким показателям в чтении по сравнению со сверстниками. Они также могут совершать грубые ошибки в письме.
Дислексия негативно влияет на формирование личности. Неудачи в школе и трудности в чтении могут привести к развитию мнительности, тревожности и других эмоциональных реакций.
Существуют различные формы дислексии, каждая из которых требует особого внимания со стороны специалистов и семьи:
- Фонематическая дислексия: связана с трудностями в анализе и объединении звуков и слогов в словах.
- Семантическая дислексия: характеризуется трудностями в понимании смысла прочитанного текста.
- Аграмматическая дислексия: проявляется в ошибках в построении речевых конструкций и использовании грамматических правил.
- Мнестическая дислексия: связана с трудностями в связывании звуков и букв.
- Оптическая дислексия: характеризуется затруднениями в фокусировке взгляда и чтении задом наперед.
- Тактильная дислексия: типична для людей с тяжелыми нарушениями зрения и проявляется в трудностях в чтении по системе Брайля.
Каждая из этих форм дислексии требует особого внимания и подхода для помощи людям справиться с трудностями в чтении и обучении.
Диагностика
Для диагностики дислексии необходимо учитывать определенные условия:
- Отсутствие диагностированной умственной отсталости: Для диагноза дислексии необходимо исключить наличие умственной отсталости, так как это может быть причиной трудностей в чтении.
- Отсутствие патологий слуха и зрения: Патологии слуха и зрения могут оказывать негативное влияние на способность читать, поэтому их необходимо исключить при диагностике дислексии.
- Отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать: Расстройства психики, такие как шизофрения или аутизм, могут влиять на способность читать и могут быть причиной трудностей, независимо от дислексии.
- Не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения: Для диагностики дислексии необходимо, чтобы ребенок уже начал активное обучение чтению и прошло не менее 2 лет с момента начала этого процесса.
- Ребенку подходит выбранный метод обучения чтению: Метод обучения чтению должен быть подходящим для ребенка и стимулировать его интерес и желание учиться.
- Сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением: Для диагностики дислексии необходимо убедиться, что трудности возникают исключительно в ходе выполнения заданий, связанных с чтением, и не объясняются другими факторами.