Психообразование – это образовательный процесс, который предназначен для пациентов с психическими заболеваниями и их родственников. В ходе этого процесса люди получают информацию об этиологии своего заболевания, механизмах его развития, симптомах, лечении и реабилитации. Специалисты также помогают пациентам и их родственникам найти модели и способы решения различных проблем, связанных с их состоянием.
Психообразование является важной частью лечения и реабилитации людей, страдающих игроманией, другими химическими и нехимическими зависимостями, шизофренией, депрессией, психическими расстройствами волевой сферы и обсессивно-компульсивным расстройством. В случае первых трех заболеваний психообразование играет ключевую роль, так как помогает членам семьи понять реальность этих заболеваний. Ведь многим кажется, что любая зависимость – это проявление слабости характера или скуки, а не реальное заболевание.
Цели и задачи психообразования
Основная цель психообразования – улучшить качество реабилитационных и лечебных мероприятий, предоставляя пациентам и их близким необходимую информацию.
Задачи, которые стоят перед специалистами и пациентами в процессе психообразования:
- Непосредственное обучение. Участники групп получают полную информацию о заболевании, что способствует повышению их самоконтроля и способности реагировать на изменения состояния. Они получают инструменты для управления ситуацией и самопомощи.
- Поддержка и коммуникация. Помимо навыков управления болезнью, пациенты и их близкие получают информацию о правильном взаимодействии. Группы психообразования становятся терапевтической средой, где люди получают поддержку и учатся эффективно коммуницировать и взаимодействовать друг с другом. Это помогает преодолеть чувство одиночества и изолированности.
Важно отметить, что психообразование должно быть частью лечебно-реабилитационного комплекса. Методика не может применяться изолированно от других компонентов лечения, так как это не имеет смысла и не обеспечивает достаточной эффективности.
Как осуществляется психообразование
Занятия по психообразованию могут проходить как в групповом, так и в индивидуальном формате. Если выбраны групповые занятия, то пациенты и члены их семей могут быть разделены на разные группы. Обычно в группу набирается от 5 до 12 человек. Группы обычно являются закрытыми после завершения набора участников, так как в цикле занятий каждая тема связана логически и присоединится в середине нельзя, потому что человек ничего не поймет. Цикл занятий состоит из 5-13 занятий в зависимости от выбранной темы и рассматриваемой патологии. Занятия занимают 45-60 минут личного времени и проводятся от 1-2 раз в неделю. Беседы проводит врач-психиатр или психотерапевт. К занятиям по запросу иногда присоединяются психолог, социальный работник и подростковый психотерапевт.
Кому противопоказаны или бессмысленны групповые занятия по психообразованию? Пациентам с:
- выраженным когнитивным дефицитом;
- расторможенностью;
- чрезмерно выраженной тревожностью;
- агрессивным поведением;
- неконтролируемым поведением;
- полным отрицанием и отвержением лечения.
Также специалисты призывают воздержаться от занятий по психообразованию в остром периоде заболеваний. Однако существуют научные работы и статьи, в которых описывается опыт применения методики у больных в остром периоде психиатрического заболевания. Также есть описание взаимосвязи между острыми первичными психотическими эпизодами и отсутствием психообразования. Из-за спорности этого аспекта решение о добавлении психообразования в комплекс лечения нужно детально разбирать каждую клиническую ситуацию.
Какие темы обсуждаются на занятиях по психообразованию? Выбор тематики зависит от состава группы и её направленности. Например, у группы пациентов с диагнозом «невроз навязчивых состояний» занятия будут посвящены именно этой патологии.
Примеры тем:
- Что представляет собой психиатрический и наркологический диагноз?
- Виды, классификация и причины конкретного заболевания
- Мифы и реальные факты о заболевании
- Проявление болезни, симптоматика обострения
- Лечебные и реабилитационные мероприятия. Методики для коррекции конкретного заболевания
- Этапы лечебного стационарного, амбулаторного и реабилитационного процесса
- Последствия и исходы. Что будет, если патологию не лечить?
- Юридические и социальные аспекты жизни пациента на фоне протекающей болезни
- Методы борьбы со стрессом, самопомощь и профилактика обострений
- Семейная жизнь. Как выстроить отношения в семье, где живет пациент с психиатрическим или наркологическим диагнозом?
Таким образом, занятия в группе дают ответ на самые острые и важные вопросы самого пациента и его близких людей. Они знают, как вести себя в нестандартной ситуации, научиться жить с болезнью и повысить качество этой жизни.
Методика психообразования предполагает как пассивное, так и активное участие индивидов. При первом пациент и его родственники самостоятельно знакомятся с тематической литературой, кинофильмами, образовательными онлайн-порталами, лекциями, буклетами и другими печатными изданиями. Пассивный вид обучения как бы регулирует, направляет участника процесса к нужной цели, используя конкретный пошаговый план. Другими словами, путь к конечной цели становится четким и обозначенным для него.
К активному виду психообразования относятся индивидуальные, групповые беседы и обсуждение плана с психотерапевтом, тематические интерактивные и игровые элементы, публичные мероприятия. Этот вид предполагает, что участник выходит из роли наблюдателя, становясь частью процесса. Что еще дает активный вид психообразования?
- Познакомиться с опытом других участников группы. Совместные дискуссии и истории участников позволяют расширить представления о картине заболевания;
- Увидеть негативные паттерны поведения и установки мышления, которые сопровождают заболевания, а иногда являются и его причиной (например, в химической и нехимической зависимости);
- Овладеть навыками смены негативных паттернов и установок, борьбы со стрессом. В группе психообразования не только дают готовые схемы для действий, но и отрабатывают полученные знания на практике;
- Нивелировать душевную боль, чувство одиночества и оставленности. В группе пациент или его родственник чувствует поддержку, эмпатию, сопереживание и сострадание. Это дает ресурс для борьбы с заболеванием или для стабилизации состояния.
Положительный эффект и преимущества психообразования
Первый и самый важный положительный эффект психообразования заключается в повышении осознанности пациентов и их близких. Участники процесса начинают обращать внимание на внутренние психические процессы, эмоции, чувства и особенности реагирования. Это позволяет им более полно понимать значение своих действий и не упускать ничего из виду.
Из этого вытекает второй важный эффект образовательного процесса – снижение стигматизации психиатрических больных. Люди, прошедшие цикл психообразовательных сессий, уже не считают психиатрический диагноз клеймом. Благодаря этому восприятию болезни уходят негативные и неприятные ощущения как для самого пациента, так и для его близких. Важно, что при лечении зависимости все участники образовательного процесса осознают реальность болезни. Родственники понимают причинно-следственную связь в структуре патологии и ее физиологическую основу. Зависимость предстает перед ними не просто результатом слабохарактерности пациента, а полноценным комплексом внешних и внутренних проблем.
Нивелирование стигматизации ведет к выходу пациента из социальной изоляции. Он не чувствует себя изгоем общества или «нежелательным элементом», а приобретает уверенность в себе. Психообразование помогает найти пациенту свое место в жизни, а группа дает возможность для отработки коммуникативных навыков. Уже отточенную модель взаимодействия пациент переносит на реальную жизнь.
Поддержка, оказываемая в группе, приводит к усилению уверенности пациента в себе. Зная свои слабые и сильные стороны, особенности реагирования и личностные характеристики, он выбирает правильную жизненную стратегию. Группа психообразования помогает не только компенсировать заболевание, но и устранить его последствия в виде социальной несостоятельности. Пациенты приобретают новую профессию, начинают заниматься новым делом жизни или находят увлекательные хобби.
Знание о симптомах болезни, признаках обострения и навыках социальной адаптации помогают снизить количество рецидивов, госпитализаций в психиатрический стационар и срывов. Ведь компонент психообразования также делает вклад в улучшение общего психо-эмоционального фона участников лечебного и реабилитационного процесса. А последний является одним из факторов долгосрочной ремиссии. Согласно отечественному исследованию, 5 из 30 пациентов, прошедших психообразовательный цикл, не госпитализировались по поводу обострения заболевания в стационар. До пройденного цикла госпитализация была в 100% случаев. Также срок стационарного лечения после курса снизился до 35 дней, против 67 дней.
Все это подтверждает эффективность психообразовательной программы в структуре лечения и реабилитации психиатрических и наркологических больных. Напомним, что психообразовательная методика не применяется изолированно для коррекции заболеваний. Только комплекс мероприятий помогает эффективно бороться с недугом и выходить в долгую ремиссию. Психообразование представлено в реабилитационной программе реабилитационных центров «Подъем», «Спутник». Группы работают как для самих пациентов, так и для членов их семей. Закрепить результат также возможно с помощью семейного сеанса психотерапии. А в РЦ «Двойной диагноз.Джуниор» специалисты работают с подростками и молодыми людьми, страдающими сочетанной психиатрической патологией. С юного возраста при помощи психообразования врачи и психологи помогают пациентам контролировать свое психическое состояние. Так не только корректируются патологии у подростков, но и профилактируются иные нарушения работы ментальной сферы.
Если у вас или вашего близкого есть проблемы с зависимостью или нарушениями психических процессов, обратитесь к специалистам наших реабилитационных центров и клиники «Центре Здоровья». Мы сориентируем вас, дадим направление для дальнейших эффективных действий и окажем круглосуточную психиатрическую помощь. Для записи к специалисту или вызова психотерапевта на дом, звоните по указанному номеру телефона или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.