Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Круглосуточная анонимная помощь
Содержание статьи:

Психообразование

Психообразование это образовательный процесс, который предназначен для пациентов с психическими заболеваниями и их родственников. В ходе этого процесса люди получают информацию об этиологии своего заболевания, механизмах его развития, симптомах, лечении и реабилитации. Специалисты также помогают пациентам и их родственникам найти модели и способы решения различных проблем, связанных с их состоянием.

Психообразование является важной частью лечения и реабилитации людей, страдающих игроманией, другими химическими и нехимическими зависимостями, шизофренией, депрессией, психическими расстройствами волевой сферы и обсессивно-компульсивным расстройством. В случае первых трех заболеваний психообразование играет ключевую роль, так как помогает членам семьи понять реальность этих заболеваний. Ведь многим кажется, что любая зависимость это проявление слабости характера или скуки, а не реальное заболевание.

Цели и задачи психообразования

Основная цель психообразования улучшить качество реабилитационных и лечебных мероприятий, предоставляя пациентам и их близким необходимую информацию.

Задачи, которые стоят перед специалистами и пациентами в процессе психообразования:

  1. Непосредственное обучение. Участники групп получают полную информацию о заболевании, что способствует повышению их самоконтроля и способности реагировать на изменения состояния. Они получают инструменты для управления ситуацией и самопомощи.
  2. Поддержка и коммуникация. Помимо навыков управления болезнью, пациенты и их близкие получают информацию о правильном взаимодействии. Группы психообразования становятся терапевтической средой, где люди получают поддержку и учатся эффективно коммуницировать и взаимодействовать друг с другом. Это помогает преодолеть чувство одиночества и изолированности.

Важно отметить, что психообразование должно быть частью лечебно-реабилитационного комплекса. Методика не может применяться изолированно от других компонентов лечения, так как это не имеет смысла и не обеспечивает достаточной эффективности.

Как осуществляется психообразование

Занятия по психообразованию могут проходить как в групповом, так и в индивидуальном формате. Если выбраны групповые занятия, то пациенты и члены их семей могут быть разделены на разные группы. Обычно в группу набирается от 5 до 12 человек. Группы обычно являются закрытыми после завершения набора участников, так как в цикле занятий каждая тема связана логически и присоединится в середине нельзя, потому что человек ничего не поймет. Цикл занятий состоит из 5-13 занятий в зависимости от выбранной темы и рассматриваемой патологии. Занятия занимают 45-60 минут личного времени и проводятся от 1-2 раз в неделю. Беседы проводит врач-психиатр или психотерапевт. К занятиям по запросу иногда присоединяются психолог, социальный работник и подростковый психотерапевт.

Кому противопоказаны или бессмысленны групповые занятия по психообразованию? Пациентам с:

  1. выраженным когнитивным дефицитом;
  2. расторможенностью;
  3. чрезмерно выраженной тревожностью;
  4. агрессивным поведением;
  5. неконтролируемым поведением;
  6. полным отрицанием и отвержением лечения.

Также специалисты призывают воздержаться от занятий по психообразованию в остром периоде заболеваний. Однако существуют научные работы и статьи, в которых описывается опыт применения методики у больных в остром периоде психиатрического заболевания. Также есть описание взаимосвязи между острыми первичными психотическими эпизодами и отсутствием психообразования. Из-за спорности этого аспекта решение о добавлении психообразования в комплекс лечения нужно детально разбирать каждую клиническую ситуацию.

Какие темы обсуждаются на занятиях по психообразованию? Выбор тематики зависит от состава группы и её направленности. Например, у группы пациентов с диагнозом «невроз навязчивых состояний» занятия будут посвящены именно этой патологии.

Примеры тем:

  • Что представляет собой психиатрический и наркологический диагноз?
  • Виды, классификация и причины конкретного заболевания
  • Мифы и реальные факты о заболевании
  • Проявление болезни, симптоматика обострения
  • Лечебные и реабилитационные мероприятия. Методики для коррекции конкретного заболевания
  • Этапы лечебного стационарного, амбулаторного и реабилитационного процесса
  • Последствия и исходы. Что будет, если патологию не лечить?
  • Юридические и социальные аспекты жизни пациента на фоне протекающей болезни
  • Методы борьбы со стрессом, самопомощь и профилактика обострений
  • Семейная жизнь. Как выстроить отношения в семье, где живет пациент с психиатрическим или наркологическим диагнозом?

Таким образом, занятия в группе дают ответ на самые острые и важные вопросы самого пациента и его близких людей. Они знают, как вести себя в нестандартной ситуации, научиться жить с болезнью и повысить качество этой жизни.

Методика психообразования предполагает как пассивное, так и активное участие индивидов. При первом пациент и его родственники самостоятельно знакомятся с тематической литературой, кинофильмами, образовательными онлайн-порталами, лекциями, буклетами и другими печатными изданиями. Пассивный вид обучения как бы регулирует, направляет участника процесса к нужной цели, используя конкретный пошаговый план. Другими словами, путь к конечной цели становится четким и обозначенным для него.

К активному виду психообразования относятся индивидуальные, групповые беседы и обсуждение плана с психотерапевтом, тематические интерактивные и игровые элементы, публичные мероприятия. Этот вид предполагает, что участник выходит из роли наблюдателя, становясь частью процесса. Что еще дает активный вид психообразования?

  1. Познакомиться с опытом других участников группы. Совместные дискуссии и истории участников позволяют расширить представления о картине заболевания;
  2. Увидеть негативные паттерны поведения и установки мышления, которые сопровождают заболевания, а иногда являются и его причиной (например, в химической и нехимической зависимости);
  3. Овладеть навыками смены негативных паттернов и установок, борьбы со стрессом. В группе психообразования не только дают готовые схемы для действий, но и отрабатывают полученные знания на практике;
  4. Нивелировать душевную боль, чувство одиночества и оставленности. В группе пациент или его родственник чувствует поддержку, эмпатию, сопереживание и сострадание. Это дает ресурс для борьбы с заболеванием или для стабилизации состояния.

Положительный эффект и преимущества психообразования

Первый и самый важный положительный эффект психообразования заключается в повышении осознанности пациентов и их близких. Участники процесса начинают обращать внимание на внутренние психические процессы, эмоции, чувства и особенности реагирования. Это позволяет им более полно понимать значение своих действий и не упускать ничего из виду.

Из этого вытекает второй важный эффект образовательного процесса – снижение стигматизации психиатрических больных. Люди, прошедшие цикл психообразовательных сессий, уже не считают психиатрический диагноз клеймом. Благодаря этому восприятию болезни уходят негативные и неприятные ощущения как для самого пациента, так и для его близких. Важно, что при лечении зависимости все участники образовательного процесса осознают реальность болезни. Родственники понимают причинно-следственную связь в структуре патологии и ее физиологическую основу. Зависимость предстает перед ними не просто результатом слабохарактерности пациента, а полноценным комплексом внешних и внутренних проблем.

Нивелирование стигматизации ведет к выходу пациента из социальной изоляции. Он не чувствует себя изгоем общества или «нежелательным элементом», а приобретает уверенность в себе. Психообразование помогает найти пациенту свое место в жизни, а группа дает возможность для отработки коммуникативных навыков. Уже отточенную модель взаимодействия пациент переносит на реальную жизнь.

Поддержка, оказываемая в группе, приводит к усилению уверенности пациента в себе. Зная свои слабые и сильные стороны, особенности реагирования и личностные характеристики, он выбирает правильную жизненную стратегию. Группа психообразования помогает не только компенсировать заболевание, но и устранить его последствия в виде социальной несостоятельности. Пациенты приобретают новую профессию, начинают заниматься новым делом жизни или находят увлекательные хобби.

Знание о симптомах болезни, признаках обострения и навыках социальной адаптации помогают снизить количество рецидивов, госпитализаций в психиатрический стационар и срывов. Ведь компонент психообразования также делает вклад в улучшение общего психо-эмоционального фона участников лечебного и реабилитационного процесса. А последний является одним из факторов долгосрочной ремиссии. Согласно отечественному исследованию, 5 из 30 пациентов, прошедших психообразовательный цикл, не госпитализировались по поводу обострения заболевания в стационар. До пройденного цикла госпитализация была в 100% случаев. Также срок стационарного лечения после курса снизился до 35 дней, против 67 дней.

Все это подтверждает эффективность психообразовательной программы в структуре лечения и реабилитации психиатрических и наркологических больных. Напомним, что психообразовательная методика не применяется изолированно для коррекции заболеваний. Только комплекс мероприятий помогает эффективно бороться с недугом и выходить в долгую ремиссию. Психообразование представлено в реабилитационной программе реабилитационных центров «Подъем», «Спутник». Группы работают как для самих пациентов, так и для членов их семей. Закрепить результат также возможно с помощью семейного сеанса психотерапии. А в РЦ «Двойной диагноз.Джуниор» специалисты работают с подростками и молодыми людьми, страдающими сочетанной психиатрической патологией. С юного возраста при помощи психообразования врачи и психологи помогают пациентам контролировать свое психическое состояние. Так не только корректируются патологии у подростков, но и профилактируются иные нарушения работы ментальной сферы.

Если у вас или вашего близкого есть проблемы с зависимостью или нарушениями психических процессов, обратитесь к специалистам наших реабилитационных центров и клиники «Центре Здоровья». Мы сориентируем вас, дадим направление для дальнейших эффективных действий и окажем круглосуточную психиатрическую помощь. Для записи к специалисту или вызова психотерапевта на дом, звоните по указанному номеру телефона или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.

 

Реабилитация, как залог успешного лечения
Прием в стационар круглосуточно и анонимно.

Комплексная работа специалистов

Полноценное возвращение в социум

Восстановлен иеинтересов в жизни

Специалисты

Каждый специалист платной наркологической клиники — профессионал высокого уровня.
У нас работают специалисты узкого и широкого профиля,
оказать помощь и предложить выздоровление каждому пациенту — главная цель наших врачей.

Часто задаваемые вопросы

Раздают ли на занятиях какой-либо печатный образовательный материал?
Эксперты познакомят вас с тематической литературой и образовательными онлайн-порталами, а также предоставят брошюры, методические пособия и гайды. Вы сможете изучить всю информацию по актуальной теме в спокойной домашней обстановке.
Можно ли сочетать психообразование пациента и родственников с сеансами семейной психотерапии?
Да, одна методика удачно дополняет другую, что приводит к позитивному и стойкому результату лечения и реабилитации.
Применяется ли методика психообразования при лечении лудомании?
Да, конечно. Психообразование помогает не только самому лудоману справиться с болезнью и выйти в стойкую ремиссию, но и выйти из созависимости членам семьи.
Получить бесплатную
консультацию

Обратитесь за помощью сейчас

Записаться на услугу

Заполните форму
и мы свяжемся с Вами